В россыпях музыкальных мелодий

В россыпях музыкальных мелодий

«История одной мелодии» – так называется музыкальная страничка, которую открыли в Инстаграм работники культуры Красноармейского сельского поселения. Эту идею воплощают в жизнь музыкант, художественный руководитель Виктор Павлович Середа и сотрудник поселенческой библиотеки Оксана Петровна Силаева.
«Музыку называют языком души. Это очень верно! Ничто так не волнует душу, не говорит о самом сокровенном, как музыка. Каким же богатством обладает человек, понимающий музыку, её язык, насколько острее становится его ум, тоньше чувства, глубже переживания! Язык истинной музыки непрост. Он доступен лишь тому, кто научился внимательно слушать, сосредоточенно думать, серьёзно анализировать. Ибо всё значительное, глубокое, что выражено в мелодии, рассчитано на серьёзное, вдумчивое постижение, на концентрацию души и мысли, так же, как и серьёзное чтение. Даже в большей мере. Ведь музыка не имеет определённых слов, с которыми связаны понятия. Её язык шире и отвлечённее. Чем интереснее произведение искусства, тем оно сложнее, многозначнее. И воспринимается слушателями подчас очень по-разному», – говорит Виктор Павлович, опираясь в том числе и на мнение авторитетных исследователей музыки – Л.С. Третьяковой, автора книги «Русская музыка XIX века», применимое, впрочем, и в веке XXI-м.
Для представления интернет-аудитории он выбирает известные песни, каждая из которых была знаковой для целой эпохи в истории нашей страны. Открыл разговоры о музыке «Оренбургский пуховый платок» композитора Григория Пономаренко и поэта-песенника Виктора Бокова. Рассказав об истории создания этой песни, Виктор Павлович тут же исполнил её на баяне.
«Меня удивляет не только сама игра, возможность запечатлеть, записать и сохранить её, но и способность Виктора Павловича идти в ногу со временем, улавливать современные тенденции, – говорит Оксана Петровна. – Считается общепринятым, что после 60-ти нет карьерного роста, а наступает время нянчить внуков и пополнять «садово-огородные войска». На самом деле это может быть вовсе не так, если в течение жизни было накоплено огромное количество профессиональных знаний и опыта, есть силы и желание передать его. И вот он осваивает новое для себя направление и ведёт онлайн-страничку. Виктор Павлович как-то совершенно естественно влился в череду онлайн-мероприятий, проведение которых диктуют требования времени, и принимает участие практически во всех – литературной странице, посвящённой творчеству наших поэтов, акциях, митингах – везде находит применение его талант рассказчика и экскурсовода.
К каждому выпуску «Истории одной мелодии» тщательно готовится – репетирует, подбирает информацию и интересные факты, рассчитывает, сколько занимает исполнение и сколько должно остаться для разговора со слушателями. Поэтому его содержательные рассказы легко воспринимаются. Результат не заставляет себя ждать – за четыре дня у «Прощания славянки» насчитывалось более полутора тысяч просмотров в Инстаграм. Более семи тысяч просмотров – на другом медийном ресурсе, «Конкурсы и акции для библиотек», где мы размещаем викторину по итогам его музыкальной странички. Хотелось бы организовать вместе с ним виртуальную экскурсию по музею, но это пока планы».
История мелодии «Прощание славянки» – третий по счёту выпуск. Ставший знаменитым марш впервые прозвучал 8 октября 1912 года, когда началась 1-я Балканская война. На волне общего подъёма в поддержку братских славянских народов против османского владычества возникла эта мелодия: «Откликнулся на волнующие события никому тогда не известный штаб-трубач запасного полка, расквартированного в Тамбове, Василий Агапкин. Мелодичность, трогательная тональность и навсегда запоминающийся напев марша, который он назвал «Прощание славянки», быстро сделали его популярным. Со временем марш стал ещё и своего рода неофициальной визитной карточкой России и её армии. Он звучит, радует и вдохновляет людей уже более 100 лет».
Вторым прозвучал вальс «Амурские волны», включённый в новогодний марафон Красноармейского СДК «Все вместе в Новый 2021 год».
Плавно Амур свои волны несёт,
Ветер сибирский им песню поёт…
Признайтесь, что тоже, как и я, не знали этих слов. А вот мелодию, если слышали, забудете вряд ли. Слова появились гораздо позже, они были написаны на готовый и весьма популярный вальс. История его появления оказалась очень романтичной, в ней слились и печаль, и радость, и нежность, и красота природы, и романтика дальних дорог. Эта мелодия появилась в 1903 году, её автору, Максу Авельевичу Кюссу, военному дирижёру, было всего 28 лет. Он направлялся во Владивосток, тем же поездом ехала и Вера Яковлевна Кирилленко, участница «Общества помощи пострадавшим в войне». Впрочем, о себе она говорила мало, но впечатление на молодого человека произвела неизгладимое. Переправа через Амур на небольшом пароходике, впечатления от поездки, гамма чувств и переживаний превратились в чарующую мелодию, которую автор посвятил своей прелестной попутчице. «Из трёх сотен вальсов, маршей, полонезов, написанных Максом Кюссом, мир принял только «Амурские волны». Счастливой оказалась судьба этого музыкального шедевра», – подвёл итог рассказа Виктор Павлович.
В ближайшее время интернет-аудиторию ждёт история песни «В лесу прифронтовом». За каждой мелодией – события, люди, переживания.
«Сейчас вокруг нас очень много музыки, – говорит Виктор Павлович, – и это скорее беда, чем благо. Ведь музыка требует внимания, понимания, осмысления, а реальность такова, что она становится просто фоном. Это диктует отношение к ней со стороны слушателей и со стороны создателей. К сожалению, средства масс-медиа и сфера культуры мало внимания уделяют непосредственно просветительской деятельности, в том числе и музыкальной. Всё, связанное с культурой, несёт в последнее время развлекательный характер. Мы как культработники свою задачу видим прежде всего в том, чтобы этот пробел хоть чуть-чуть заполнить. Это не требует больших затрат: показываете танец – расскажите о нём, поёте песню – расскажите о ней, чтобы зрители не только видели, но и понимали».
Главной отличительной чертой «Истории одной мелодии» является именно исполнительское искусство. Виктор Павлович уверен, что иногда и песню интересно и полезно послушать без слов, зная их содержание: «Это даёт возможность глубже проникнуть в музыкальную ткань мелодии и удивиться прихотливым изгибам, глубине передаваемых с помощью музыкальных средств мыслей и чувств. Баян в этом плане – первый помощник. Это инструмент больших возможностей, ему подвластно исполнение самых разных видов музыки. В чём-то он даже превосходит фортепиано, признанного короля музыкальных инструментов. Баян и скрипка могут наращивать интенсивность звучания после нажатия клавиши или касания струны смычком, а на клавиатуре фортепиано звук может только затухать, если не усилен педалью. Народная любовь не зря сопровождает баян с момента его появления – он лучше всего передаёт русские мелодии, поскольку это инструмент поющий, у него есть голос и дыхание».
Оксана Петровна добавляет, что в первых роликах видеокамеру фиксировали на общую картинку, а затем взяли за правило делать крупные планы клавиатуры, чтобы показать работу рук, подчеркнуть мастерство баяниста, сложность его работы. «Даже от техники снятия пальцев зависит характер звука, – говорит Виктор Павлович. – Это инструмент многоголосый, которому подвластно очень многое в россыпях музыкальных мелодий, и он, как никто, способен показать красоту одной мелодии».
Н. КОНДРАТЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content