Победителем в номинации «Учитель года» в районном конкурсе 2022-2023 учебного года стала учитель русского языка и литературы Орловской школы №3 М.М. Сафонова.
Это было уже второе участие Марины Михайловны в конкурсе. В первый раз она заняла четвёртое место. И тогда сделала для себя важный вывод: конкурс способствует собственному самоопределению, позволяет увидеть себя и свои возможности гораздо шире, развивает хорошее для педагога качество – организовать работу в незнакомом коллективе. А когда предложили вновь участвовать, согласилась сразу. Тем более что поддержка всегда была и со стороны коллег, и – главное! – со стороны родных и близких, которые стали единой командой.
Конечно, было волнение: предстояло вести урок в незнакомом классе, где детям задали на дом прочесть произведение по программе. Но… вошла в класс, увидела горящие, любопытные взоры ребят и… забыла про жюри, в котором были опытные учителя из разных школ района.
В школе №3 Марина Михайловна работает пять лет. По призванию.
– С детства хотела быть учителем, всегда играла в школу, а потом осуществила свою мечту. На урок всегда иду с хорошим душевным настроем. С детьми складываются доброжелательные отношения, и никогда не бывает любимчиков.
Марина Михайловна давно ушла от стереотипа, когда на уроке учили правило, а потом закрепляли с помощью упражнений. На уроке должно быть интересно, познавательно каждому ученику, даже тем, кто предпочитает уединиться и отмолчаться. С урока нельзя выходить с пустыми головами, не пополнив их знаниями, новыми мыслями, мнениями!
Как этого достичь? Ведь дети разные, а занятие длится всего 45 минут…
В пятом классе, например, Марина Михайловна использует грамматические сказки:
– Ребята только пришли в среднее звено, у них идёт период адаптации, открывается столько нового. Они любознательны и мотивированны, любят соревноваться – у кого лучше получится? И в то же время они ещё маленькие, и грамматические сказки хорошо помогают им усваивать материал – знакомый, но уже на более сложном уровне.
Для них организуется и работа в группах, вот тут-то и есть шанс участвовать в процессе познания каждому. В группе выделяется лидер, а молчуны могут получить и индивидуальное задание.
– Люблю охватывать всех! Потому что на уроке я не только актёр и режиссёр, а ребята – не просто зрители.
Хороший результат дают межпредметные связи. Например, литература и музыка, литература и изобразительное искусство. Ведь сколько замечательных произведений создали композиторы, вдохновлённые художественными сюжетами классиков! Художники создали зримые образы литературных персонажей.
– Сегодня, – говорит Марина Михайловна, – подготовиться к уроку значительно проще. Далеко вперёд шагнули технологии. Для нас – и интерактивные доски, и Интернет. Сейчас подростков часто ругают за то, что они не расстаются с телефонами. Но это их увлечение нужно направить в правильное русло – и будет польза. Не нашли книжку в библиотеке? – опять же в помощь Интернет. Мы читаем произведения вслух, по ролям – и надо видеть, как ребятам это нравится, они вживаются в свои роли! И я им помогаю. В свободное от уроков время руковожу театральным кружком. Сама мечтала быть учителем и артистом, в школе удаётся воплощать все мечты. С нашими юными артистами участвуем в конкурсах по инсценировке, даже в областных, и не безуспешно.
В старших параллельных классах ученики разные: кто сильнее, кто – слабее. И чтобы тему освоили все, Марина Михайловна использует метод шести шляп – метод ролевой игры.
Шляпы шести разных цветов – это образы. Белая называет только факты, Красная раскрывает эмоции героев, Жёлтая говорит о позитиве, Зелёная отвечает за творческие начала, Чёрная – за критику, этой шляпе присущ пессимизм. Самая сложная роль у Синей шляпы. Ей предстоит подводить итоги, обобщать сказанное всеми. Дети в таких играх ведут себя раскрепощённо.
В помощь учителю – и художественные фильмы. На уроках учащиеся смотрят фрагменты фильмов, снятых по сюжетам произведений. Потом сравнивают замыслы писателя и режиссёра. Это тоже творческий процесс.
– Учителю важно раскрыть литературное произведение детям. И при достижении этой цели мы сами для себя открываем уже, казалось бы, хорошо известный текст. Особенно это свойственно классическим произведениям. В них всегда, при каждом новом прочтении, можно почерпнуть что-то новое, взглянуть на героев и события под другим углом зрения. Сегодня многие отмечают, насколько проницательным был Лев Николаевич Толстой. То, что происходит сейчас в нашем обществе, он описал два века назад в своём знаменитом романе «Война и мир». Параллели очевидны!
Чтобы лучше понять творчество авторов, надо знать их биографию: ту среду, в которой они росли, жили и творили, их окружение. На помощь приходят экскурсии. Марина Михайловна в разные годы побывала в Таганроге, в домике, где родился А.П. Чехов, на родине С.А. Есенина в селе Константиново Рязанской области, посетила Лермонтовские места в Пятигорске. Впечатлениями поделилась с учениками. Эмоции незабываемы…
Недавно в СМИ прошла информация о том, что искоренять такое опасное для общества явление, как коррупция, надо начинать в школе – и не на уроках обществознания, а на уроках литературы. Все с детства с В.В. Маяковским усвоили, «что такое хорошо и что такое плохо». Но этого крайне мало. Надо смотреть на проблему глубже, чтобы вырвать общественный порок с корнем, – через призму произведений классиков.
– Русская литература всегда отражала такие проблемы, – говорит Марина Михайловна. – Ярчайший пример – Гоголь с «Ревизором» и «Мёртвыми душами». У Пушкина Троекуров в повести «Дубровский» уверен, что всё можно решить с помощью денег. Во многих произведениях классиков вы увидите, как наши писатели – например, Салтыков-Щедрин, Островский, Фонвизин, Ильф и Петров – высмеивали чиновников, которые называют деньги высшими ценностями. Надо прочитать, проанализировать и сделать выводы.
Пожалуй, шесть шляп помогут справиться с этой новой для ребят задачей.
Л. УРАЛЬЦЕВА.