ИСКУССТВО КРАСИВЫХ ЛЮДЕЙ

ИСКУССТВО КРАСИВЫХ ЛЮДЕЙ

Прекрасную половину человечества недаром так назвали – красота присуща женщине испокон веков. А что может быть прекраснее и волшебнее классического танца? Гость нашей газеты – Анастасия Резникова. Когда-то она посещала занятия танцевального коллектива «Жар-Птица» в посёлке Красноармейском, побеждала на конкурсах и фестивалях детско-юношеского танцевального искусства, а ныне является артисткой балета Ростовского музыкального театра и занята практически во всех спектаклях, составляющих его репертуар. Анастасия рассказала не только о зарубежных гастролях, постановках знаменитых хореографов, но и о том, как достигается красота в танце и какой труд скрывается за лёгкостью и изяществом балерин.
Внимательные читатели газеты и подписчики страницы Красноармейского СДК в Инстаграм помнят новогодний марафон «Все вместе в Новый 2021 год» – интернет-аудитории предстала запись с выступлением Анастасии в сольной партии «Половецких плясок» – большого балетного фрагмента из оперы «Князь Игорь». Тем интереснее пообщаться с героиней – артисткой Музыкального театра. «Танцы привлекали меня с детства, я ходила на занятия сперва к Елене Николаевне Трифоновой, затем – к Наталье Николаевне Прокопенко, до самого выпускного выступала в составе танцевального коллектива «Жар-Птица». Моим большим желанием было продолжить обучение, и я поступила в Ростовский колледж искусств», – рассказывает Анастасия. В составе «Жар-Птицы» она исполняла народные танцы, характерные (с ударением на втором слоге, так называют их профессионалы) – казачьи, украинские, русские, в том числе и сольные. Кроме фотографий и воспоминаний, от этого времени остались грамоты и сувениры со всероссийских и международных конкурсов, в их числе и фестиваль-конкурс «Южный ветер», где коллектив неизменно сопровождал успех. Но затем на смену этим впечатлениям пришли уже другие, связанные с балетом.


«На педагогов мне всегда везло», – говорит артистка. Строгие и требовательные, они тем не менее сделали всё для развития таланта девушки. Вот и в колледже ей встретился неравнодушный человек, в тот момент – действующая артистка балета. Она начала форсировать подготовку одарённой ученицы, много работала с ней дополнительно, по ускоренной программе: «Мы занимались при Музыкальном театре, я и училась там, вместе с другими девочками, окончившими специализированные балетные училища. А я пришла после самодеятельности в колледж. Мне нужно было много догонять и навёрстывать», – вспоминает Анастасия. Забегая вперёд, добавим, что соучениц удалось не только догнать, но и во многом превзойти.
Вскоре юная балерина уже сдавала государственный экзамен. В комиссии были педагоги, которые преподают в балетной труппе. По итогам экзамена, кроме оценок, Анастасия Резникова получила приглашение работать в театре. «Сначала со мной заключили контракт как с артисткой кордебалета второй категории, – рассказывает она, – в балете это начальный уровень, небольшие роли. Но гораздо важнее было то, что я оказалась включена в состав балетной труппы, меня приняли сразу же после колледжа. А дальше всё зависит от человека – ты пришёл в коллектив и должен сам, своим трудом и профессионализмом доказать, чего стоишь. По итогам первого театрального сезона мою категорию повысили до первой, а ещё через год – и до высшей».
Высшая категория предполагает и сольные партии, но это, подчёркивает Анастасия, не самоцель – нет маленьких ролей, есть маленькие артисты: «Всё зависит от репертуара, постановки. В одном балете ты выступаешь в главной роли, а в другом даже мастера сцены выходят вместе с другими артистами в каких-то массовых сценах, в составе двойки, тройки или четвёрки балерин. Нюансов очень много. У кого-то хороший шаг, у кого-то – прыжок, у кого-то получаются характерные танцы. В зависимости от этого, разучиваешь ту или иную партию. Конечно же, в течение первого года работы я сольных партий не танцевала. Первая сольная партия в моей жизни состоялась внезапно: мы собирались ехать на гастроли в Китай, представляли оперу «Князь Игорь», я выступала в «Половецких плясках». И девочка, которая танцевала сольно, неожиданно ушла в декрет. Уже были оформлены визы, загранпаспорта, учитывалось и знание репертуара, так что выбирать можно было только из тех, кто ехал. Попробовать свои силы в этой роли предложили мне, и вот мы буквально за две недели подготовили с педагогом партию чаги – невольницы половецкого хана. В Китае мы дали пять представлений «Князя Игоря».
Это была уже вторая поездка Насти в Китай – ранее она выступала в спектакле «Пахита» Л. Минкуса, автора знаменитого «Дон-Кихота». Коллективы Ростовского музыкального, а также легендарных Мариинского и Большого театров представили китайской аудитории гала-концерт русского балетного искусства. Постановкой выступления ростовчан занимался Марк Перетокин, бывший солист Большого театра, художественный руководитель Ростовского музыкального. Вообще сотрудничество с постановщиками из Москвы и Санкт-Петербурга для Музтеатра – постоянная практика, в зависимости от спектаклей, составляющих репертуар на очередной сезон, так что ростовских балетных артистов готовят лучшие педагоги страны.


Есть спектакли, которые не сходят со сцены годами: к таким относится самый сложный, самый зрелищный, известный даже тем, кто далёк от мира балета – «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. В постановке Габриэлы Комлевой, в редакции Мариинского театра, выходила Анастасия: «Балет «Лебединое озеро» сложен для всех – и для солисток, и для кордебалета, там нет простых партий, но это – классика, известная на весь мир, и, выступая в составе тройки или четвёрки балерин, ты показываешь результат огромной работы, важна каждая деталь», – рассказывает балерина. Она выходит на сцену в пачке белого лебедя, но есть у неё в этом спектакле и одна из больших и любимейших партий – соло Неаполя, известная как «Неаполитанский танец». Среди спектаклей, в которых она выступала – и «Тщетная предосторожность», и «Спящая красавица», где в одной сцене Анастасия танцует в образе Красной Шапочки, а в другой – в роли дриады из свиты Феи Сирени.
На сегодняшний день Анастасия занята практически во всех спектаклях Музыкального театра. Сейчас идут постановочные репетиции – в июне состоится большая премьера нового балета «Золушка» на музыку А. Прокофьева, где у неё большая партия. Представляя спектакль «Штраус-гала» на музыку великого композитора, коллектив объездил почти всю Европу – был в Испании, Дании, Швеции, Норвегии. Особенно поразили суровые норвежские пейзажи, которыми артисты, несмотря на плотный график, успели полюбоваться: «Сама бы я вряд ли решилась провести отпуск в Норвегии, если бы собралась полететь на море, но была приятно изумлена – не представляла, насколько величественна красота северной природы. Повсюду, где бываем, мы стараемся выкроить время и посетить местные достопримечательности, сходить в музеи, увидеть памятники архитектуры и искусства. Да, ты устал, у тебя представления, но, с другой стороны – когда же, если не сейчас?» Анастасия выступала в спектакле «Баядерка», новой для Музтеатра постановке, с балетом «Щелкунчик» они выступали во Франции, не только в «столице красоты», Париже, но и во множестве других городов, и везде был аншлаг. «В Европе очень ценится русский балет, русская школа. Обычно представление идёт при полных залах, и зрители всегда аплодируют стоя – когда пять тысяч человек поднимаются в едином порыве, звучат овации, для артиста это как бальзам на душу, что может быть ценнее?»
Не прекращается работа театра и в период пандемии: «Сегодня театр безопаснее того же супермаркета. Во-первых, антисептики и проверка температуры на входе, во-вторых, маски, в-третьих, рассадка, и никакой толчеи – вас встретят, проводят, покажут кресло».
Как же строится день балерины? Начинается он всегда с балетного урока – «это святое»: разогрев, экзерсис у станка, затем – выход на середину зала, выполнение прыжков – от маленьких и средних до больших. Затем – репетиции, в зависимости от репертуара: если один спектакль в субботу, а другой – в воскресенье, в течение недели готовятся оба. После трёхчасового перерыва – вечерняя репетиция. Свободный вечер – огромная редкость. Эта профессия не терпит дилетантства и требует огромной самодисциплины. Хрупким балеринам приходится выдерживать большое напряжение и каждодневные тренировки, ведь артистический век в балете короток: лениться просто некогда, надо многое успеть.
«Балерина – профессия сложная, но всё в твоих руках. Ты должен создать себя сам, используя данное природой и приложив к этому каждодневный труд, – делится Анастасия секретами балетного закулисья. – И, приходя домой после работы, нельзя, как всем, отдохнуть, расслабиться и выкинуть работу из головы. Ты живёшь с мыслью о том, что ты артист балета, твой внешний вид – часть профессии, так что никаких тортиков, булочек и конфет. Твоя работа – это ты сам, твой облик, твоя техника. Учась в колледже, я приходила домой и ночами по видеозаписям учила партии, порядок передвижения в танце – нужно помнить каждое движение, и не только своё, но и партнёров по сцене. Весь классический репертуар в театре я освоила в течение года. Этим невозможно заниматься, если не любить, но если уж заниматься – то с полной отдачей. Я люблю танец, знаю, что здесь выходных быть не может и что постоянная работа над собой – это и есть моя зона комфорта».
Анастасия совмещает любимое дело и радость материнства. Уже через три месяца после рождения дочери она вернулась к восстановлению физической формы, сначала посещала только балетный урок, а ещё через три месяца стала на пуанты и к балетному станку, перешла к репетициям. Это было трудно, но вернуться на сцену спустя три года, уверена она, было бы ещё труднее. Всестороннюю поддержку оказывает семья, и молодая мама каждую свободную минутку проводит с дочерью.
Благодаря малышке Анастасия получила уникальный опыт – зрительский, до этого ей никогда не приходилось наблюдать спектакль из зала, настолько плотно она занята в каждом из них: «Когда я ждала Кирочку, то впервые приходила в Музтеатр как зритель. Причём настолько волновалась, наблюдая за девчонками со стороны, что переживала с ними каждое движение. Боже, как легко на это смотреть, и как на самом деле тяжело даётся эта лёгкость! – призналась она, и, кроме того, поделилась наблюдениями со стороны, ведь зал всегда ощущает, насколько хорошо артист передаёт образ. – На сцене нужно улыбаться, все бытовые заботы и огорчения должны оставаться за стенами театра. Бывает, у меня с утра что-то болит – хотя, слава Богу, серьёзных травм никогда не было, но нагрузки таковы, что не может ничего не болеть. Однако, стоя за кулисами, перед выходом на сцену, забываешь и об этом, настолько тебя захватывает происходящее. Это такой адреналин, что не чувствуешь боли или усталости. Нужно уметь распределить свои силы, чтобы их хватило на всю партию – это приходит с опытом. Лицо в балете не менее важно, чем тело. Следить надо не только за руками и стопами, но и за мимикой. Эмоциональную отдачу публика ощущает сразу, как и её отсутствие, когда чувствуется, что балерина просто выполняет свою работу. Так что важна не только внешняя, но и внутренняя готовность». Зритель не должен видеть, что артист устал, что у него нет настроения, это часть профессии.
«Балет – искусство красивых людей. Ведь даже при самой блестящей технике, если не уделить должное внимание тому, как ты выглядишь – твою технику и внутренний мир никто не оценит. Люди хотят видеть на сцене красивый танец, они за этим приходят. Мой личный девиз – сегодня стать лучше, чем я была вчера. Главное – хотеть, тогда ты будешь искать малейшую возможность добиться желаемого».
Н. КОНДРАТЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content