В актовом зале Орловской школы № 3 в рамках реализации проекта для подростков «Ступени развития» состоялся межмуниципальный фестиваль «Ступени развития: Юг». В нём участвовали 50 подростков из девяти районов Ростовской области – Зерноградского, Кагальницкого, Песчанокопского, Егорлыкского, Весёловского, Целинского, Сальского, Пролетарского и Орловского – попавшие в трудную жизненную ситуацию или состоящие на учёте комиссии по делам несовершеннолетних.
На торжественном открытии специалист СДиМД О.Г. Грезина рассказала ребятам и сопровождавшим их педагогам о Содружестве, о фестивале «Ступени развития», который проходит по четырём направлениям и охватывает все районы донского края.
– Главной целью фестиваля является оказание помощи подросткам в выборе их будущей профессии – сказала Ольга Геннадьевна.
С ребятами и сопровождавшими их социальными педагогами работал психолог-волонтёр А.В. Ковалёв.
Программа была построена следующим образом: беседа психолога с подростками; экскурсия ребят в заповедник «Ростовский» и на «Орловскую мельницу»; беседа психолога с педагогами; обсуждение психологических ситуаций с подростками.
С первых минут Александр Владимирович повёл с ребятами образовательный блок «Кейсовые решения», состоялся серьёзный разговор на тему «Что такое долженствование?».
На примерах из собственного накопленного опыта участники поняли, что долженствования закреплены законодательно, в социальных нормах общества, и нарушение их ведёт к разрушению целого общества. А в жизни порой складываются такие моменты, когда человек вынужден обманывать, совершать противоправные поступки. Часто – под давлением со стороны.
Иногда достаточно одного слова, одного действия – и возникает такое опасное, но, к сожалению, весьма распространённое явление, как буллинг – травля товарища сверстниками. Причины явления самые разные. Кто-то обесценил заслуги товарища, и тот почувствовал себя жертвой. Позавидовавший успеху будет всячески унижать достижения одноклассника, чтобы самому вырасти в своих собственных глазах.
Буллинг страшен своими разрушениями. Ибо он разрушает и жертву, и зачинщика травли. Зачинщики получают удовольствие от своих действий, а, как известно, наши действия определяются нашими мыслями.
Буллинг – проблема группы: дети травят сверстника, потому что он не такой, как они.
Как исправить ситуацию? Психолог предложил ролевую игру «Кукла и кукловод». Ребята по очереди играли и ту, и другую роль, а потом признались, что в роли куклы испытали странные, неприятные ощущения. Не очень-то нравится, когда тобой кто-то манипулирует. Возможно, ребята сделают правильные выводы на будущее.
Обратились и к конфликтам отцов и детей. Ребёнок растёт в семье, и всё, с чем он войдёт в самостоятельную жизнь, закладывается в этой главной ячейке общества. Детский сад и школа только корректируют ситуацию. Сегодня практически каждая семья нуждается в психологической поддержке.
– Мама может быть холодной (есть такое понятие в психологии: такие мамы не обнимут и не приголубят, не поцелуют своего ребёнка) оттого, что она устала, сложившаяся ситуация оказалась сильнее её. Тут важно не обидеться на неё и не отстраниться, а сделать шаг навстречу.
Ребята, разделившись на две группы, побывали в музее заповедника «Ростовский» и на «Орловской мельнице». Кто-то, может быть, уже определился с выбором профессии. Кому-то экскурсия помогла понять родную природу. «Ступени развития» помогают идти только вверх!
По завершении мероприятия руководитель территориального отделения СДиМД в Орловском районе поблагодарила специалистов Содружества и вручила им небольшие сувениры. Потом все вместе сфотографировались на память.
Л. УРАЛЬЦЕВА.
Фото автора.